Избыточность ручного управления - проблема многих руководителей. Пока руководитель «в строю» - 24 часа на связи, бизнес под его чутким контролем. Но стоит ему пропасть хоть на несколько часов, вся работа встает! Решения не принимаются, вопросы не решаются. Все ждут босса.
Представьте себя за рулем автомобиля. Вы не только управляете, вы получаете удовольствие от процесса вождения. Какие у вас эмоции от управления бизнесом? Как настроена система управления вашим предприятием и насколько она помогает в управлении?
Управление — не только счетная наука, но и искусство. В сложной социальной системе, такой как Бизнес, не все можно посчитать и предсказать, да и не нужно все считать и предугадывать. Ничто не заменит талант, опыт и интуицию успешного руководителя.
Однажды руководитель решает визуализировать зоны ответственности. Проблема многих руководителей – попытка собрать в общую картину и вертикальную подчиненность, и горизонтальное взаимодействие.
Вопрос делегирования ответственности подчиненным стоит в каждом бизнесе. И чем меньше предприятие, тем острее вопрос. Для закрепления ответственности помимо устной договоренности с сотрудником желательно оформить ее документально.
Зачастую компании подходят к вопросу создания должностных инструкций формально, для галочки. «Писатель инструкции» изначально создает ее не рабочей, стараясь поместить туда максимальный перечень обязанностей сотрудника. И для этого есть множество причин.
Продолжим разговор о причинах низкой практической пользы должностных инструкций. Руководитель сможет сделать инструкцию полезной для управления подчиненными. Для этого необходимо в ней явно указать основную функцию сотрудника и выделить плановый результат при реализации данной функции.
Раз за разом сталкиваюсь с непониманием руководителей смысла функционального подчинения. С административным еще как-то понятно. Но как только необходимо применить функциональное подчинение, натыкаюсь на глухую стену непонимания: «Функциональное? А как это?»
Диплом по специальности "Менеджмент" в наше время не редкость. Многие руководители имеют то или иное бизнес образование. Но лишь немногие компании готовы заявить: "У нас грамотные управленцы".
Термины "бизнес-процессы" и "процессный подход" входят в жизнь наших руководителей. Происходит это не быстро. Смена концепции управления - смелый шаг для любого руководителя. Это тернистый и долгий путь. Лишь немногим организациям удается его пройти до конца, внедрить процессы и реально по ним работать.
Многие руководители совершенно не задумываются о бизнес-процессах. И это вполне естественно. Как естественно не задумываться о процессах, происходящих внутри нас самих - в организме. Процессы происходят постоянно. Вне зависимости от нашего осознания. В бизнесе так же безостановочно происходят самые разные процессы.
Руководители годами бьются над решением типовых проблем, но почему-то остаются равнодушными к теме бизнес-процессов. Хотя именно в процессном подходе распространенные проблемы легко становятся типовыми задачами и решаются технологично, перестав быть проблемами.
Формализацию бизнес-процессов лучше всего проводить в ходе корпоративных сессий. Сессия – это совместная работа ключевых лиц предприятия. На сессии участники договариваются о лучшем взаимодействии разных сотрудников компании. Бывает непросто убедить руководителя компании – пригласить на сессию представителей бухгалтерии.
Одну и ту же управленческую задачу можно решить как минимум двумя разными способами: системным или бессистемным. Выбор решения зависит от того, как руководитель видит эту задачу. Как самостоятельную задачу, решение которой зависит только от правильного подбора алгоритма действий. Или как зависимую задачу, которую невозможно решить, если не заняться другими задачами в бизнес-системе.
Управление временем давно вошло в нашу жизнь. Можно по-разному относиться к тайм-менеджменту, но мало кто откажется от дополнительных минут и часов, которые можно выкроить, отказавшись от ненужных действий.
Читать статью
С уважением, Виктор Лучков Бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов России Эксперт по проведению организационных изменений