На счету
606 мероприятий
7339 участников
91 проектов
в 51 городах РФ и СНГ
Все клиенты
victor.luchkov

Заказчик изменений

  • Михаил Рыбаков, автор книги "Как навести порядок в своем бизнесе"
  • 22 Ноябрь 2015, 10:33
Процессный подход – штука, в общем-то, простая (как и вообще наведение порядка в бизнесе). Однако практика показывает, что далеко не всем компаниям удается его внедрить. За годы работы мы поняли ряд условий, которые нужно соблюдать, чтобы добиться результатов. Сегодня обсудим первое из них.

Влиятельный и очень заинтересованный Заказчик изменений

По сути, это главное условие. Если есть сильный, упорный и вовлеченный Заказчик, готовый идти до результатов, и при этом готовый меняться сам – все сложности на пути можно преодолеть.

Но только при условии, что у Заказчика хватит на это духа. Как говорится, энтропия (хаос) возрастает самопроизвольно, и только воля человека может этому противостоять.

В среднем и малом бизнесе Заказчик – это, конечно, его собственник. В крупном – тоже, если это конкретное физическое лицо.

Наемный директор не в полной мере может играть роль Заказчика

Строить и внедрять систему будут люди из вашей команды. Не вы лично. Но вот волевым центром этой работы можете быть только вы. Потому что успешный системный бизнес по-настоящему нужен только вам. Поэтому перед началом проекта убедитесь, что настроены серьезно. Навести порядок в бизнесе, отладить бизнес-процессы – это ключевое решение. По своему значению – не менее важное, чем решение начать свой бизнес, которое вы приняли когда-то. Для многих владельцев – одно из самых главных в жизни. Примерно как жениться или выйти замуж.

Александр Яковлев, основатель компании НОВА ТУР, Москва (производство и продажа товаров для туризма и отдыха). Кандидат наук, вице-президент федерации спортивного туризма России. Во всей истории по наведению порядка в бизнесе, цель собственника – это движущая сила преобразований, путеводная звезда. Поэтому перед тем как начинать, настоятельно рекомендую разобраться в себе. Когда цель проработана и осознанна, она дает колоссальную энергию для преобразований. А вот если цель просто декларирована или есть колебания, то энергии довести процесс преобразований до победного конца может и не хватить…
Михаил Рыбаков. Эх, если бы в каждый собственник на старте изменений имел четкую цель и был в ней уверен… Гораздо чаще есть лишь недовольство текущей ситуацией («бардак достал!»), смутные мечты о порядке, о росте (реже – качественном развитии) бизнеса, о новых проектах, возможности хоть иногда отдыхать от текучки.
Впрочем, можно начинать и с этого, а свою цель понимать по ходу проекта изменений: «Ввяжемся, а там разберемся». Это очень по-нашему, по-русски… :) Чаще всего так и происходит.
Признаться, именно так я стал когда-то бизнес-тренером, потом – бизнес-консультантом, а позже психологом.

В акционерных обществах – сложнее, там персонального Заказчика, как такового, нет. Похожая ситуация в дочерних компаниях холдингов, в том числе иностранных. Наемный директор не в полной мере может играть роль Заказчика. Если только он не владеет значительной долей собственности – как правило, так бывает, если это бывший владелец бизнеса (часто – его основатель), у которого холдинг выкупил контрольный пакет. Бывших владельцев, как и бывших мужей/жен не бывает – он всегда будет относиться к компании, как к своей. К тому же у него высокий авторитет в коллективе.

люди всерьез что-то воспринимают только, если это нужно Самому главному

В государственных и около-государственных организациях настоящего Заказчика, к сожалению, нет в принципе – там «все вокруг колхозное, все вокруг мое».

Изменения всегда вызывают сопротивление. И нужно много энергии, упорства и авторитета, чтобы они все-таки произошли.

Так уж на Руси повелось, что люди всерьез что-то воспринимают только, если это нужно Самому главному. Причем ему не просто нужно, а он активно это продвигает.

невозможно изменить бизнес, находясь в роли внешнего или внутреннего консультанта

Часто к нам обращаются энтузиасты с разных уровней иерархии в своих компаниях. От исполнительных директоров до начальников отделов и специалистов. Где-то узнали о нас, изучили материалы – понравилось. Болеют за дело, хотят навести порядок в компании, где работают по найму.

Я всегда тепло отношусь к таким людям – на них держится мир. Мы беседуем, обсуждаем ситуацию. Спрашиваю, кто инициатор изменений: владелец компании или… Предлагаю такому энтузиасту переговорить с собственником бизнеса – чтобы тот лично с нами связался.

Нас часто спрашивают, как воздействовать на собственника, чтобы он начал отлаживать бизнес.

Никак! Можно предложить, дать материалы (например, эту книгувидео с сайта), показать выгоды. Все – дальше его решение. С уровня наемных руководителей невозможно серьезно изменить бизнес без вовлечения его собственника.

Вот если Главный начал изменения и продолжает поддерживать их своей волей и авторитетом – для энтузиастов найдутся важные роли. А если не начал… Думайте сами, решайте сами.

И уж тем более – невозможно изменить бизнес, находясь в роли внешнего или внутреннего консультанта. Лучше даже не пытайтесь. Ну или попробуйте – набейте собственные шишки.

Зато можно помочь Заказчику и его управленческой команде изменить их бизнес.

Практическое задание. Если вы собственник бизнеса, насколько серьезно вы настроены навести в нем порядок, отладить его бизнес-процессы? Если вы работаете руководителем по найму, как вы можете помочь владельцам компании начать ее системно развивать?

Меня часто спрашивают, когда лучшее начинать наводить порядок в бизнесе.

Ответ прост – тогда, когда вы к этому внутренне готовы. Причем полностью готовым быть невозможно – на этом пути вас ждет много неожиданного.

Кризис и другие факторы особой роли не играют: можно начинать и когда все «шоколадно», и когда дела плохи. Впрочем, в кризис выше мотивация сохранить и укрепить бизнес: у владельца, и у команды. Сейчас – лучшее время для изменений.

Подписаться на рассылку

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

Подпишитесь на получение новых публикаций и видео-материалов!

С уважением, Виктор Лучков
Бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов России
Эксперт по созданию систем управления на основе процессного подхода

Тел: +7 (903) 693-02-02
E-Mail: viclu@ya.ru
Skype: victor.luchkov