На счету
639 мероприятий
8017 участников
108 проектов
в 51 городах РФ и СНГ
Все клиенты
victor.luchkov

Ошибки клонов

  • Виктор Лучков, член Гильдии маркетологов России
  • 17 Август 2009, 12:20
Иногда на рынке появляются совершенно уникальные компании, которые моментально привлекают к себе внимание всего города. В течение короткого периода времени они зарабатывают хорошие деньги, создав новую категорию товара, услуги или способа продажи. Это будоражит умы многих предпринимателей. Каждый из них хочет приобщиться к новому большому пирогу. Копии нового бизнеса растут как грибы. Доходы родоначальника категории конечно уменьшаются, но без угрозы для его бизнеса. Нас же больше интересует, что удается урвать новичкам.

В предыдущей статье мы рассмотрели самую популярную ошибку маркетинга – рост компании ради самого роста. Сегодня поговорим о второй по распространенности ошибке – копирование других бизнесов. Создание эдаких клонов в бизнесе.

Откуда появляются компании-клоны? У них свои названия и свои цветовые решения, но по замыслу, они точно копируют другие компании. Обычно копируют самых успешных. При этом тратятся сотни тысяч рублей, чтобы доказать, что компания-клон лучше всех остальных. Только доказать свое превосходство удается немногим. Полезней будет вложить часть этих рекламных денег в грамотную организацию своего дела и поиск уникальной идеи, при реализации которой не придется доказывать, что вы лучше первооткрывателя направления. Вы просто будете первым.

В качестве эталона для создания копии чаще всего берется один из лидеров в отрасли. Но не факт, что отрасль является супер-прибыльной. Какие отрасли находятся под угрозой постоянного копирования? В первую очередь – бизнесы с низким стартовым капиталом. Или с кажущимся низким капиталом:

  1. Фирмы, занимающиеся техническим обслуживанием.
  2. Мелкая розница, например, компьютерные магазины или салоны связи.
  3. Посреднические компании, например, туристические агентства.

Эти бизнесы привлекают в первую очередь предпринимателей-новичков, которые уже работали в этой сфере и решили создать свой небольшой бизнес. Желательно «на костях» работодателя. Главное для успеха такого клона – отличное знание продукта и способов его продажи. Но, самое важное – готовая клиентская база своего работодателя. Немногие из таких бизнесов выживают, особенно, если не были учтены все затраты. Отсутствие финансов и бизнес-знаний ставят эту категорию клонов в зону риска №1.

Во вторую очередь, копируются бизнесы не требующие личных знаний, но для которых важен небольшой стартовый капитал:

  1. Стоматологические кабинеты.
  2. Салоны красоты и солярии.
  3. Рекламные агентства.

В эти бизнесы приходят предприниматели, которые заработали стартовый капитал в другой отрасли. Часто они отличаются отсутствием специальных знаний как в новом для себя продукте, так и необходимых бизнес-знаний по организации новой фирмы. Бывает, они настолько далеки от реалий бизнеса, что даже минимальная помощь бизнес-консультанта спасает их от фатальных ошибок. Самая большая проблема таких клонов – квалифицированный персонал. Деньги можно заработать на рынке, торгуя дешевыми «шмотками» или куриными яйцами. А подобрать нужных специалистов, которые смогут поднять высоко-технологичный бизнес на конкурентную высоту – это уже нетривиальная задача.

И в третью очередь, клонированию подвергаются небольшие производственные компании. Здесь требуется более серьезные вложения и наличие специалистов уже на старте.

  1. Фирмы оперативной полиграфии.
  2. Производство окон и дверей.
  3. Монтаж натяжных потолков.

Этот вид клонов отличает необходимость удержать хороших специалистов, которые были на старте бизнеса. Лучше всего, если они окажутся патриотами молодой компании. На первое место выходит разработка эффективной мотивации персонала: как денежной, так и нематериальной.

Итак, почему же не помогает простое копирование успешных компаний? В чем слабое место такого очевидного плана? Действительно, в чем тут проблема? Берем и копируем. Только все самое важное для успеха остается за кадром. Мы его не видим и не знаем, и никто нам не объяснит в чем «изюм» успеха. И пусть мы понимаем, что не сможем добиться таких же выдающихся результатов, как лидер, зато будет попытка… Попытка «съест» все ресурсы, которые можно было инвестировать с большей пользой в свой основной бизнес.

Часто кажется, что лучше там, где нас еще нет. Почему у лидера все получилось? Потому что он был первый. Потому что ему приходилось думать и искать единственно верное решение. Копируя, мы ничего не ищем. Мы не думаем – мозг выключен. Вернее он включен на получение быстрого результата за счет чужих идей, которые мы редко понимаем до конца. И когда случаются неожиданные для нас проблемы, мы не знаем, что с ними делать. Ведь должен быть результат. А его всё нет!

Как быть начинающим компаниям? Как развиваться, если копирование бесперспективно? Руководителю нужно найти новую уникальную идею, которая соответствует возможностям и ресурсам его компанию. И очень хорошо, если эта идея приведет к созданию новой категории. Нужен такой бизнес, которого еще нет в этом городе.

Хочу вспомнить пример двухлетней давности. Один мой клиент решил заняться модными в то время натяжными потолками. Большинство конкурентов сосредоточилось на розничных продажах и монтаже потолков, закупая готовые изделия в Москве. Соблазн копировать и «работать как все» был слишком велик. Мне удалось убедить его сфокусировать все усилия на производстве и оптовых поставках, не распыляя ресурсы на розницу. Ему пришлось идти против течения, но это принесло свои плоды. Он успел закрепиться на позиции мощного оптовика. При этом другие производства в городе, которые вышли на рынок значительно раньше него, производили потолки в основном для своей собственной розницы. И сейчас, спустя два года, многие начинают его копировать. Только никто не может показать выдающихся результатов – потенциальные оптовики поделены, их переманивание требует больших затрат и не всегда возможно даже теоретически.

Знание элементарных законов Маркетинга поможет предпринимателям не делать ненужных ошибок. Поможет направить усилия на поиск новых уникальных идей, создание и развитие новой для своего региона категории товара, услуги или способа их продвижения. Выведет бизнес на самый высокий конкурентный уровень.

Предыдущая статья
Ошибка роста
Следующая статья
Синдром скидок

Подписаться на рассылку

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

Подпишитесь на получение новых публикаций и видео-материалов!

С уважением, Виктор Лучков
Бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов России
Эксперт по созданию систем управления на основе процессного подхода

Тел: +7 (903) 835-9990
E-Mail: viclu@ya.ru
Skype: victor.luchkov

Темы

Ближайшее мероприятие по теме

Статьи по теме