На счету
960 мероприятий
11692 участников
233 проектов
в 62 городах РФ и СНГ
Все клиенты
victor.luchkov

Диверсификация и аутсорсинг

  • Виктор Лучков, член Гильдии маркетологов России
  • 20 июля 2009, 12:16
Полагаю, в арсенале каждого руководителя есть примеры неудачного расширения деятельности компании. Успешная фирма расширяет свою деятельность на другую сферу, но не получает ожидаемого эффекта и в итоге она оказывается погребенной под растущими издержками.

С какой целью предприниматели смотрят в сторону от своего основного бизнеса? Одна из причин – снижающаяся доходность бизнеса. Но кажущаяся привлекательность и доступность близких нам отраслей может оказаться обманчивой. Как устоять перед таким соблазном? Как сохранить свой бизнес стабильным и при необходимости даже снизить расходную часть? В маркетинге есть понятие диверсификации.

Диверсификация – это расширение  сферы деятельности компании или ассортимента продукции с целью максимально задействовать ресурсы компании или ее клиентскую базу. Для поиска оптимального решения задач компании возьмем еще одно понятие – аутсорсинг. Аутсорсинг в чем-то противоположен диверсификации, его главная задача – вынести за рамки бизнеса непрофильные и узкоспециализированные подразделения, тем самым снизив бремя затрат, уменьшив нагрузку на управление компанией.

Представим ситуацию, что компания укрепилась на рынке благодаря узкой специализации на кирпиче. Был отличный рост продаж, но в какой-то момент он замедлился и, более того, остановился. Все потенциальные клиенты найдены, и расти продажам особо некуда. Производственные мощности простаивают, как быть? После долгих поисков, появляется возможность построить многоэтажный дом. Естественно, из своего кирпича. Продажи кирпича должны увеличиться, плюс можно заработать на продаже квартир.

Производство кирпича выросло, но не так сильно, как хотелось. К тому же использование кирпича в собственном строительстве денег не принесло, это отсроченная продажа. Строительство затянулось, а издержки на него выше среднерыночных несмотря на свой кирпич. В итоге, страдает основной кирпичный бизнес, который вынужден кормить новый – строительный. Количество ресурсов, которые потребовались на развитие сопутствующего бизнеса в несколько раз превысили ресурсы, которые простаивали.

Если проблема продаж в основном бизнесе решается за счет создания нового бизнеса, такое решение не избавляет от первой проблемы, но обязательно создает новые. Расширение ради расширения опасно для любого бизнеса, также как и рост компании, чтобы просто стать крупнее. Это процесс псевдопродаж, который очень быстро затягивает компанию в новые затраты, и который крайне сложно остановить, так как уже сделаны крупные инвестиции в это расширение.

Возьмем менее глобальный пример. У вас возникла необходимость разработать свой фирменный стиль, а также полный спектр рекламной продукции. Вы потратили время и силы, но нашли и приняли на работу высококлассного дизайнера. И он всего за два месяца решил эту задачу. Далее его загрузка будет минимальной, нужно раз в месяц вносить изменения в рекламу.

Но дизайнеру скучно, и он проявляет инициативу. Вам нравится его идея – создать небольшое рекламное бюро. Плюсы очевидны:

  • не нужно платить высокую зарплату малозагруженному специалисту;
  • появляется возможность быстро и дешево печатать «раздатку» на своем оборудовании;
  • новое направление будет приносить стабильный доход, который со временем покроет затраты на его создание.

При этом минусы могут оказаться за кадром:

  • затраты на недостающую технику могут остаться не покрытыми;
  • для нового направления потребуются дополнительные площади;
  • но самый большой минус – клиенты! Ждать, что они выстроятся в очередь к вашему дизайнеру, можно долго.

Какой выход из подобной ситуации? Достаточно простой – аутсорсинг, то есть размещение своих задач в других организациях. Не нужно брать в штат хорошего специалиста, если его работу могут сделать профессионалы из специализированной компании. Возможно услуги профессиональных рекламщиков выйдут несколько дороже, чем зарплата штатного дизайнера, зато вы не получите букет проблем, связанных с ненужным сотрудником.

Работая с разными организациями по аусорсингу, вы имеете выбор – чей подход вам интересней и полезней. Нанимая на работу одного специалиста, вы получаете один подход. В этом случае, важнее найти хорошего специалиста по маркетингу, который будет изнутри понимать ваши задачи и находить под них лучших исполнителей на правах аутсорсинга.

Основные возможности аутсорсинга сегодня:

  • ведение бухгалтерского учета;
  • кадровая работа и обучение персонала;
  • разработка стратегий маркетинга и исследования;
  • создание и размещение рекламы;
  • обслуживание офисной техники;
  • снабжение офисов и предприятий;
  • ответственное хранение на складах.

Вопрос: какое отношение все это имеет к маркетингу? Прямое. Возможности диверсификации и аутсорсинга являются вашими тактическими возможностями. Эффективные способы решения вспомогательных задач высвобождают ресурсы для основной стратегии развития вашей компании.

Здесь решение за вами: либо выращивать новые ветки на дереве вашего бизнеса, все больше удаляясь от «ствола главных задач», либо своевременно обрезать лишние идеи, которые уводят вашу деятельность от стратегии компании, которые размывают фокус ваших задач, как в глазах клиентов, так и в глазах сотрудников компании.

Предыдущая статья
Дифференцирование и цена
Следующая статья
Ошибка роста

Подписаться на рассылку

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

Подпишитесь на получение новых публикаций и видео-материалов!

С уважением, Виктор Лучков
Бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов России
Эксперт по созданию систем управления на основе процессного подхода

Тел: +7 (903) 835-9990
E-Mail: viclu@ya.ru
Skype: victor.luchkov

Темы

Ближайшее мероприятие по теме

Array

Статьи по теме

Array