На счету
576 мероприятий
6822 участников
86 проектов
в 50 городах РФ и СНГ
Все клиенты
victor.luchkov

3 инструмента управления бизнесом

  • Виктор Лучков, член Гильдии маркетологов России
  • 29 Октябрь 2014, 21:31

Представьте себя за рулем автомобиля.

Вы не только управляете, вы получаете удовольствие от процесса вождения. Управлять можно с удовольствием. Особенно повышает эмоции удобный и желанный автомобиль. А как у вас обстоят дела с приятными эмоциями при управлении бизнесом?

Многое зависит от объекта управления. В первом случае, объектом управления был автомобиль. Во втором, ваша компания или подразделение. Чем лучше конструкция и проще органы управления, тем легче и приятней функция управления.

Кто создает систему управления бизнесом

Конструкторы и инженеры уже создали удобные и современные автомобили. Конкуренция принуждает их совершенствовать свои творения. А нас, потребителей, тратить время и силы на подбор средств передвижения, отвечающих растущим запросам.

С бизнесом все сложнее. Собственник не может поехать в салон и выбрать для себя готовый "объект управления". Даже магазины готовых бизнесов и франшиз не блещут ассортиментом качественных предложений, где вместе с брендом предлагается система управления. В 95% случаев речь идет о вашем собственном бизнесе, которым вы владеете не один год, и в котором "пашете" не меньше других сотрудников.

В бизнесе нет конструкторов и инженеров. Но в бизнесе есть собственник и его управленческая команда. Команда тех людей, которые отвечают за организацию работы. Свою и подчиненных. Способность руководителей быть бизнес-инженерами зависит от их подготовки и предыдущего опыта.

В бизнесе нет конструкторов и инженеров. Но в бизнесе есть собственник и его управленческая команда. Команда тех людей, которые отвечают за организацию работы.

Модель системы управления бизнесом

Логика Системы управления бизнесом

             В модели три равнозначных угла. Перекос в любой из углов делает систему неустойчивой. А значит требует от руководителя дополнительных усилий на текущее "подруливание".

Угол "Цели". Определяет долгосрочное направление движения компании. "Откуда" мы идем? Текущее состояние бизнеса. "Куда"планируем прийти? Желаемое состояние бизнеса."Зачем" нам туда нужно? Зачем - вопрос мотивационный. Если цели сотрудников совпадают с целями компании, они без дополнительного стимулирования будут вкладываться временем и силами в достижение целей. Если цели неизвестны людям, не ждите от них энергии при движении в неизвестность. Если цели не определены, то и выстраивать процессы будет преждевременно.

Перекос делает систему неустойчивой. А значит требует от руководителя дополнительных усилий на "подруливание"

Угол "Процессы". Ориентируемся на долгосрочные цели. Отвечаем на два вопроса. "Что"нужно делать, чтобы выполнить поставленные цели?  Наборы задач, решая которые мы с высокой вероятностью достигнем цели. "Как" нужно решать, поставленные задачи? Конкретные алгоритмы действий, способные решать типовые задачи типовыми для нас способами.

Угол "Люди". Здесь мы сосредоточены на главном вопросе. "Кто" те люди, которые способны двигаться к нашим общим целям? "Кто" сможет, используя заданные типовые процессы регулярно добиваться поставленных целей? Именно в этом элементе системы существует большинство перекосов. 

Так называемые "звезды" или незаменимые руководители и сотрудники, которых в коллективе возвели на трон неприкосновенности и наградили большой "короной". В системном бизнесе мы осознанно создаем коллектив "правильных сотрудников".

Коллектив людей, которым по пути с компанией в ближайшие несколько лет, которые не ставят на первое место личные интересы. Людей, способных освоить бизнес-процессы и работать по ним. Получать результаты благодаря процессам, а не вопреки им. А если алгоритм процесса перестал давать нужный результат, найти время и исправить его логику. Обкатать и внедрить улучшенный алгоритм.

Система коллективных знаний

Этот треугольник - не только модель управления. Между трех углов формируется система коллективных знаний. Внутри собраны необходимые методы и методики:
  • принятия управленческих решений: стратегических, тактических и оперативных;
  • описания, внедрения и оптимизации бизнес-процессов;
  • определения зон ответственности на основе бизнес-процессов;
  • делегирования не только отдельных задач, но и наборов полномочий подразделений и отдельных должностей;
  • организации правильной работы с персоналом: потребностей в сотрудниках, поиск и отбор кандидатов, адаптация и вход в должность, мотивация и стимулирование, развитие сотрудников;
  • определения показателей для оценки хода бизнес-процессов и деятельности подразделений и сотрудников.

В автомобиле управлять помогает совершенство конструкции и инженерной мысли. В бизнесе - наличие удобных инструментов (органов) управления. Предлагаю Вам небольшой тест. Необходимо ответить на три блока вопросов по числу углов треугольника, чтобы определить инструменты, которые уже есть и помогают  Вам управлять.

В автомобиле управлять помогает совершенство конструкции и инженерной мысли. В бизнесе - наличие удобных инструментов (органов) управления.

Проверьте свою систему управления

Проверьте, насколько хорошо проработаны элементы системы управления вашим бизнесом. Оцените каждый угол треугольника. Отметьте в тесте, какие элементы уже созданы у вас. По итогам теста сделайте выводы: что реально помогает вас управлять бизнесом, а что необходимо создать или доработать.

№1. Угол «Цели» проработан. В компании определены, записаны и применяются:

  1. Требования учредителей к бизнесу
  2. Требования руководителей к системе управления
  3. Требования сотрудников к условиям труда в компании
  4. Миссия и корпоративные ценности
  5. Базовые правила и принципы отношений в коллективе, с клиентами, с поставщиками
  6. Стратегическая цель на 5-10 лет, декомпозиция цели на стратегические задачи
  7. План мероприятий по реализации стратегии компании

№2. Угол «Процессы» проработан. В компании определены, записаны и применяются:

  1. Основные процессы, с помощью которых вы создаете потребительскую ценность для клиентов и зарабатываете
  2. Вспомогательные процессы, необходимые для обеспечения нормальной деятельности предприятия
  3. Стыки между подразделениями, регулярно взаимодействующими друг с другом
  4. Локальные процессы, которые исполняют сотрудники одного подразделения
  5. Регламенты и пошаговые инструкции, необходимые для обучения новых сотрудников
  6. Показатели бизнес-процессов для оценки качества их исполнения
  7. Типовые задачи, решаемые сотрудниками компании

№3. Угол «Люди» проработан. В вашей компании:

  1. Структура предприятия сформирована на основе бизнес-процессов
  2. Организационная структура точно отражает иерархию подчиненности
  3. Зоны ответственности определены для каждой должности и не пересекаются
  4. Должностные инструкции заменены четким функционалом: назначение должности, регулярная цель и круг задач сотрудника, критерии оценки его деятельности
  5. Для управления подчиненными внедрено делегирование функциональных полномочий вместо обычного делегирования разовых задач
  6. Система мотивации сотрудников построена с учетом должностного функционала и выполнения плановых показателей (KPI)
  7. Внедрены процессы работы с сотрудниками: поиск и подбор кандидатов, адаптация и ввод в должность, выход на плановые показатели, индивидуальные планы развития

На какое количество вопросов вы уверенно ответили "ДА"? Если таких ответов меньше 50%, Вам стоит обратить внимание на наши мероприятия, чтобы подготовить своих руководителей для выполнения роли бизнес-архитектор.

Мы два раза в год проводим цикл сборных сессий по созданию "Системы управления бизнесом". Цикл длится полгода и состоит из 4 сессий, проходящих каждые два месяца. В сборных сессиях участвуют управленческих команды из 3-4 компаний, которые осваивают роль бизнес-архитектора и создают своими руками все те инструменты, которые перечислены в Тесте.

Спасибо за внимание!

И приятного ... управления!

Подписаться на рассылку

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

Подпишитесь на получение новых публикаций и видео-материалов!

С уважением, Виктор Лучков
Бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов России
Эксперт по созданию систем управления на основе процессного подхода

Тел: +7 (903) 693-02-02
E-Mail: viclu@ya.ru
Skype: victor.luchkov